Федеральный каталог Интерактивных образовательных программ

Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1 - 9 классов

Опубликовано: 01.11.2016
Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) показывает, что количество погибших детей на дорогах ежегодно увеличивается на 15%, а из числа пострадавших более 80% становятся инвалидами (по А.М. Якупову, Магнитогорск). Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ. Однако это требование Закона в настоящее время в Санкт-Петербурге не выполняется. Мероприятия, направленные на снижение ДДТТ административными методами, являются несостоятельными. Дорожно-транспортный травматизм в городе является самым распространенным видом детского травматизма. По данным городского медицинского методического центра ежегодно из общего количества детей, получивших различные травмы не совместимые с жизнью, по причине дорожно-транспортных травм умирает 30 - 35% детей. Решение проблемы снижения роста ДДТТ возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только ПДД, но и безопасному поведению на дорогах. Этой позиции придерживаются Главное управление ГИБДД МВД РФ и Управление ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Анализ существующих вариантов учебных программ показал, что проблеме подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и культуры поведения на дорогах уделяется недостаточное внимание. На федеральном уровне обучение безопасному поведению на дорогах предусматривается лишь в начальной школе при изучении предметной области «Окружающий мир». В тоже время имеется ряд причин, позволяющих утверждать о необходимости обучения детей дорожной безопасности не только в начальной, но и в основной школе:  значительное количество детей, пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, относится к учащимся 5-9 классов, когда они начинают активно передвигаться по городу без сопровождения взрослых и «осваивать» велосипеды и мопеды;  нерешенные проблемы организации дорожного движения, связанные с ростом количества транспортных средств на дорогах существенно влияют на дорожную безопасность;  воспитание ценностного отношения к собственной безопасности и к безопасности окружающих на дорогах невозможно при обучении только на этапе начального образования. В этих условиях актуальность создания учебного модуля курса ОБЖ «Дорожная безопасность» обусловлена противоречием между высоким уровнем ДДТТ и недостаточным вниманием, уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности; недостаточной подготовленностью педагогических работников; отсутствием необходимой учебно-материальной базы для проведения занятий. Для Санкт-Петербурга проблема дорожной безопасности является особенно актуальной. В связи с отсутствием в действующем Базовом учебном плане курса ОБЖ в 1 - 4 классах возникает реальная угроза роста ДДТТ. Если до второй половины XX века Ленинград был образцовым городом по культуре дорожного движения, то в настоящее время Санкт-Петербург из 125 крупнейших городов России имеет наихудший показатель детского дорожно-транспортного травматизма. Место модуля в образовательном процессе. Учебный модуль «Дорожная безопасность» подразумевает использование как самостоятельно, так и органической составной частью программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений. Модули – это логические блоки, на которые разбивается программный материал курса «Основы безопасности жизнедеятельности», представляющие завершенный цикл учебной работы. Чаще всего это одна или несколько тем. В качестве структурно–логических самостоятельных модулей могут рассматриваться отдельные темы и разделы, индивидуальные программные задания для самостоятельной проработки теоретического материала, причем в этом случае для модулей разрабатываются пороговые рейтинговые значения в баллах, которые выставляются учащимся как оценка в зависимости от качества и сроков выполнения задания. Основополагающими, определяющими общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации, являются следующие принципы: принцип модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности. Модульная система организации образовательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности задач, решение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, Типовая структура учебного модуля включает: 1. Блок входа, выполняющий функции диагностики. Он позволяет определить степень нормативной готовности работать с предлагаемой информацией. 2. Блок первоначально целостного представления содержания. Обеспечивает прогностически панорамное видение проблематики с выделением крупных структурных узлов. Технологическая функция – погружение в проблему, рамочное представление объема и структуры содержания, подлежащего усвоению. 3. Теоретический блок. Содержит последовательную развертку содержания в соответствии с логикой предыдущего блока в контексте определенной проблематики. Задает линейное движение внутри очерченных рамок, наглядно представленное в логической последовательности. 4. Блок генерализации (сжатого обобщения). Концентрированное представление пройденного материала в удобной для запоминания форме (графической, символьной, мнемотехнической и др.) Закрепление материала практическими занятиями. 5. Блок контроля. Обеспечивает обратную связь и гарантию готовности к работе со следующим модулем. Цель должна быть диагностичной, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Учитель формулирует дидактическую цель, включающую в себя: - образовательный аспект, предусматривающий четкое определение объема и уровня знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и учебных), ликвидацию конкретных пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся; - воспитательный аспект, включающий в себя формирование основных мировоззренческих идей, культуры безопасности и качеств личности (нравственных, эстетических, экологических); - развивающий аспект предполагает овладение основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизацию и т.д.); реализацию реальных возможностей для развития речи у учащихся; овладение всеми видами памяти; развитие познавательных интересов; развитие самостоятельности. Учебные задания по форме могут быть разнообразными: задания, заучивание, контрольные работы, лабораторные работы, практические упражнения, участие в работе малых групп, доклады, рефераты. В последнее время для контроля знаний активно пользуются тестовыми заданиями. С целью стимулирования планомерной работы учащихся, устранения субъективизма преподавателя, в модульном обучении используется накопительная оценка, предусматривающая вариативность результатов образования и способствующая проявлению индивидуально-личностных особенностей учащихся. Накопительная система позволяет использовать рейтинговый балл для разных видов деятельности школьника. Результаты освоения модульной программы (накопительная оценка) могут фиксироваться в маршрутной книжке и в собственном журнале учета достижений учащегося (портфолио). В конце освоения модульной программы каждый ученик получает реальный рейтинговый балл, отражающий интенсивность и успешность его учебной деятельности. По результатам сравнения реального и максимального рейтингового баллов выставляется окончательная оценка. Учебный модуль «Дорожная безопасность» основывается на специфических принципах: - модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как составляющую часть школьного курса ОБЖ, а также в виде отдельного спецкурса в других учебных предметах. Построение курса ОБЖ в виде отдельных модулей может стать перспективным направлением его развития. - принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на всех этапах: начального, основного и среднего образования; - принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во всех государственных и негосударственных образовательных учреждениях с 1-го по 9-й класс. - принцип целостности определяет базовую подготовку выпускника школы для сдачи обязательного экзамена по ПДД для водителей категории «А» или «В» и, по желанию, сдачу экзамена по вождению мотоцикла или автомобиля и получение соответствующего удостоверения водителя (в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ

АВТОР

Хабибулин Ильнур Исхакович

НАЗВАНИЕ

Итоговые протоколы Всероссийского конкурса юных инспекторов движения "Безопасное колесо-2019"

АВТОР

Черникова Анастасия Михайловна

НАЗВАНИЕ

Дидактическая игра по ПДД "Занимательный куб"

АВТОР

Хабибулин Ильнур Исхакович

НАЗВАНИЕ

Форма для заполнения по итогам Всероссийского межведомственного семинара-совещания «Повышение эффективности мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и развитию сети отрядов юных инспекторов движения в субъектах Российской Федерации»