Федеральный каталог Интерактивных образовательных программ

Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1 - 9 классов

Опубликовано: 01.11.2016
Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) показывает, что количество погибших детей на дорогах ежегодно увеличивается на 15%, а из числа пострадавших более 80% становятся инвалидами (по А.М. Якупову, Магнитогорск). Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ. Однако это требование Закона в настоящее время в Санкт-Петербурге не выполняется. Мероприятия, направленные на снижение ДДТТ административными методами, являются несостоятельными. Дорожно-транспортный травматизм в городе является самым распространенным видом детского травматизма. По данным городского медицинского методического центра ежегодно из общего количества детей, получивших различные травмы не совместимые с жизнью, по причине дорожно-транспортных травм умирает 30 - 35% детей. Решение проблемы снижения роста ДДТТ возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только ПДД, но и безопасному поведению на дорогах. Этой позиции придерживаются Главное управление ГИБДД МВД РФ и Управление ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Анализ существующих вариантов учебных программ показал, что проблеме подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и культуры поведения на дорогах уделяется недостаточное внимание. На федеральном уровне обучение безопасному поведению на дорогах предусматривается лишь в начальной школе при изучении предметной области «Окружающий мир». В тоже время имеется ряд причин, позволяющих утверждать о необходимости обучения детей дорожной безопасности не только в начальной, но и в основной школе:  значительное количество детей, пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, относится к учащимся 5-9 классов, когда они начинают активно передвигаться по городу без сопровождения взрослых и «осваивать» велосипеды и мопеды;  нерешенные проблемы организации дорожного движения, связанные с ростом количества транспортных средств на дорогах существенно влияют на дорожную безопасность;  воспитание ценностного отношения к собственной безопасности и к безопасности окружающих на дорогах невозможно при обучении только на этапе начального образования. В этих условиях актуальность создания учебного модуля курса ОБЖ «Дорожная безопасность» обусловлена противоречием между высоким уровнем ДДТТ и недостаточным вниманием, уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности; недостаточной подготовленностью педагогических работников; отсутствием необходимой учебно-материальной базы для проведения занятий. Для Санкт-Петербурга проблема дорожной безопасности является особенно актуальной. В связи с отсутствием в действующем Базовом учебном плане курса ОБЖ в 1 - 4 классах возникает реальная угроза роста ДДТТ. Если до второй половины XX века Ленинград был образцовым городом по культуре дорожного движения, то в настоящее время Санкт-Петербург из 125 крупнейших городов России имеет наихудший показатель детского дорожно-транспортного травматизма. Место модуля в образовательном процессе. Учебный модуль «Дорожная безопасность» подразумевает использование как самостоятельно, так и органической составной частью программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений. Модули – это логические блоки, на которые разбивается программный материал курса «Основы безопасности жизнедеятельности», представляющие завершенный цикл учебной работы. Чаще всего это одна или несколько тем. В качестве структурно–логических самостоятельных модулей могут рассматриваться отдельные темы и разделы, индивидуальные программные задания для самостоятельной проработки теоретического материала, причем в этом случае для модулей разрабатываются пороговые рейтинговые значения в баллах, которые выставляются учащимся как оценка в зависимости от качества и сроков выполнения задания. Основополагающими, определяющими общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации, являются следующие принципы: принцип модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности. Модульная система организации образовательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности задач, решение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, Типовая структура учебного модуля включает: 1. Блок входа, выполняющий функции диагностики. Он позволяет определить степень нормативной готовности работать с предлагаемой информацией. 2. Блок первоначально целостного представления содержания. Обеспечивает прогностически панорамное видение проблематики с выделением крупных структурных узлов. Технологическая функция – погружение в проблему, рамочное представление объема и структуры содержания, подлежащего усвоению. 3. Теоретический блок. Содержит последовательную развертку содержания в соответствии с логикой предыдущего блока в контексте определенной проблематики. Задает линейное движение внутри очерченных рамок, наглядно представленное в логической последовательности. 4. Блок генерализации (сжатого обобщения). Концентрированное представление пройденного материала в удобной для запоминания форме (графической, символьной, мнемотехнической и др.) Закрепление материала практическими занятиями. 5. Блок контроля. Обеспечивает обратную связь и гарантию готовности к работе со следующим модулем. Цель должна быть диагностичной, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Учитель формулирует дидактическую цель, включающую в себя: - образовательный аспект, предусматривающий четкое определение объема и уровня знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и учебных), ликвидацию конкретных пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся; - воспитательный аспект, включающий в себя формирование основных мировоззренческих идей, культуры безопасности и качеств личности (нравственных, эстетических, экологических); - развивающий аспект предполагает овладение основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизацию и т.д.); реализацию реальных возможностей для развития речи у учащихся; овладение всеми видами памяти; развитие познавательных интересов; развитие самостоятельности. Учебные задания по форме могут быть разнообразными: задания, заучивание, контрольные работы, лабораторные работы, практические упражнения, участие в работе малых групп, доклады, рефераты. В последнее время для контроля знаний активно пользуются тестовыми заданиями. С целью стимулирования планомерной работы учащихся, устранения субъективизма преподавателя, в модульном обучении используется накопительная оценка, предусматривающая вариативность результатов образования и способствующая проявлению индивидуально-личностных особенностей учащихся. Накопительная система позволяет использовать рейтинговый балл для разных видов деятельности школьника. Результаты освоения модульной программы (накопительная оценка) могут фиксироваться в маршрутной книжке и в собственном журнале учета достижений учащегося (портфолио). В конце освоения модульной программы каждый ученик получает реальный рейтинговый балл, отражающий интенсивность и успешность его учебной деятельности. По результатам сравнения реального и максимального рейтингового баллов выставляется окончательная оценка. Учебный модуль «Дорожная безопасность» основывается на специфических принципах: - модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как составляющую часть школьного курса ОБЖ, а также в виде отдельного спецкурса в других учебных предметах. Построение курса ОБЖ в виде отдельных модулей может стать перспективным направлением его развития. - принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на всех этапах: начального, основного и среднего образования; - принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во всех государственных и негосударственных образовательных учреждениях с 1-го по 9-й класс. - принцип целостности определяет базовую подготовку выпускника школы для сдачи обязательного экзамена по ПДД для водителей категории «А» или «В» и, по желанию, сдачу экзамена по вождению мотоцикла или автомобиля и получение соответствующего удостоверения водителя (в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ